Пресс, зачем он нам?

Немного раскрою зачем мы вдруг занялись почти спортивной практикой на танцевальных занятиях.

Пресс по жизни очень полезная штука — тут секрета нет. Однако кажется странным задаваться вопросом пресса в таком виде танца как фламенко. Это только на первый взгляд, уверяю вас.

Есть множество танцевальных элементов, где задействован пресс, но большинство из них, с разной долей успеха, можно выполнить. Что не скажешь о технике вращений.

Вместе с моей группой, уже не первый сезон мы отрабатываем технику вращения (поворот вокруг своей оси, обычно на одной ноге). Для тех, кто не проходил классическую танцевальную школу, вращение в танце является чуть ли не самым сложным элементом. Особенно при том, что вращение наиболее зрелищно, когда выполнено быстро и резко, к чему мы стараемся стремится.

Основная проблема при вращении — потеря баланса. Человек пошатывается, и приходит из вращения как бы падая на вторую ножку. Чаще всего это выглядит неэстетично, а иногда и опасно. Есть ряд ошибок, которые допускают начинающие танцовщицы. Первая, "классическая" — отсутсвие навыка "держать точку". Классическое танцевальное вращение, которое часто используется во фламенко, предусматривает резкий поворот головы и перехват взглядом точки фокуса, которая находится перед танцором до начала вращения и к которой он возвращается после окончания поворота тела на 360 градусов. Эту ошибку мы прорабатываем отдельным упражнением, которое включает замедленный поворот корпуса на первые 180 градусов, и при этом максимально долгую задержку взгляда, пока передняя половинка тела отворачивается от зрителя (получается «скруточка» в талии, грудном отделе и шее), быстрый, по сигналу, поворот головы и возврат взгляда "на зрителя", и только после этого плавное завершение поворота тела на оставшиеся 180 градусов — «раскруточка».

Вторая самая распространённая ошибка — заваливание корпуса назад с перегибом талии в момент, когда тело начинает отворачиваться от зрителя. Иногда заваливание сопровождается поднятием ножки, согнутой в колене, что довершает вид "полумесяца" в сторону задней половинки тела. Такой рефлекторный прогиб сильно нарушает баланс в повороте, танцор отшатывается назад и с трудом восстанавливает вертикальное положение на выходе из вращения. Если вы когда-нибудь смотрели выступление фигуристов, у них есть такой трюковой элемент — длительное вращение на одном коньке с прогнутой спиной. Выглядит потрясающе, но совершенно не подходит для танцора, у которого нет возможности скользить по поверхности долго и выполнять множественные вращения, не задавая вращающего импульса на каждом полном повороте. Правды ради уточню, что тут я не говорю о двойных, тройных и более вращениях, которые исполняются в классическом танце.

В итоге, задача танцора — не выходить из прямого вертикального положения на протяжении всего поворота, "тянуться вверх макушкой", как учат хореографы. И вот тут-то на помощь в объяснении приходит просьба "собраться" в прессе во время поворота. Если напрячь мышцы вдоль всего живота и удерживать копчик подвёрнутый вперёд, такое усилие значительно стабилизирует вращение и предотвращает перегиб. Такая просьба не всегда бывает "понятной телу" человека без предварительной физической подготовки. В этом случае, задача сводиться к чисто технической — как напрячь этот самый пресс. И так, на первый взгляд, неожиданно, но вполне логично, мы приходим к необходимости лечь на спинку и в весьма спортивном ключе прокачивать пресс. Без фанатизма, конечно. Однако процесс бодрит и делает указание "собери пресс" не пустым звуком. Ну и ещё, лично от меня — упражнение "упор". Люблю, когда тело работает!

Естественно, это не исчерпывающий набор нюансов, которые позволяют сделать красивое вращение. В балансе тела играют роль все его части, включая сильные руки и ноги, умение включать последовательно в работу верхнюю, грудную, среднюю, поясничную, и нижнюю, тазовую зону (или попросту — бёдра). Импульс во вращении чаще всего задаётся руками и грудным отделом, и руки, же, как лопасти пропеллера помогают удерживать тело в вертикальном положении, что тоже оказывается трудно выполнимым, если тело "не слушается". Все эти зоны тоже необходимо "включать", что также нарабатывается осознанным усилием.

Что ж друзья, танец красив, и чтобы насладиться им самим, и доставить удовольствие зрителю, стоит поработать с телом.

Приятной, лёгкой и вдохновляющей вам практики. До встречи в зале и на сцене.