Манила

Так бывает, что определенная традиция, которую мы считаем принадлежащей к культуре какого-нибудь народа, таковой не является, или имеет альтернативные истоки. Интересно проследить, как элементы, чуждые культуре, адаптируются и приобретают ее характерные черты. Это случилось и с манильской шалью или манильским мантоном (исп. «el mantón de Manila»).

Шелковая шаль попала в Испанию не сразу. Её текущий вид — результат последовательного добавления элементов из различных традиций.

Название шали происходит от города Манилы — столицы Филиппин, бывшей испанской колонии. Китайские ткани с характерной вышивкой, а также готовые шали, следуя в Испанию, попадали в Манилу, а затем в Южную Америку.

Рейсы испанских тяжеловооруженных торговых галеонов Манила-Акапулько начались с открытия в 1565 году флотом Мигеля Лопеса де Легаспи альтернативного маршрута из Филиппин в Мексику, входившую в то время в состав колонии Новая Испания. Маршрут позволил избежать длительного и опасного пути через Индийский океан и вокруг мыса Доброй Надежды, который контролировался голландцами1.

Корабли, груженые восточными товарами, следовавшие через Новый Свет в испанские порты, доставляли ценный груз: шелковые ткани, украшенные вышитыми пагодами, листвой бамбука, птицами, экзотическими цветами и драконами.

Рис. 1

Китай

В Китае производство вышитых тканей было особенно развито в провинции Гуандун (Кантон) на побережье Южно-Китайского моря.

Сначала вышивали шелковые ковры, гобелены, обложки книг. Затем появились вышитые шелковые платья, постельное белье и другие предметы домашнего обихода. В XII веке появилась вышивка на шалях знатных дам.

Однако, вышитая шелковая шаль не была широко распространена в Китае и так и не стала предметом традиционного китайского женского костюма. Однако китайцы продолжали производить экспорт шелковых тканей в трех видах: гладкий шелк ярких расцветок, вышитое шелковое полотно и вышитые предметы одежды.

Рис. 2  

Китайская вышивка высоко ценилась благодаря своей изысканности, деликатной отделке, красивым сочетаниям цветов. Всё это пришлось по душе испанцам и мексиканцам. Сначала вышитый китайский шелк использовали при пошиве мужских курток, жилеток, а женщины шили из него платья, платки, шарфы — предшественники шалей.

Рис. 3

Импортные вышитые ткани смотрелись очень экзотично из-за изображений драконов, бамбука, пагод. Китайские ткани украшались цветами и животными, которым придавалось дополнительное символическое значение. Крошечные цветы сливы, которые первыми появлялись после снежной зимы и были символом молодой женщины, ее чистоты, целомудренности; цветы персика, считались символом свадьбы, и, согласно верованиям, защищали от сглаза. Лотос для буддистов, как крест для христиан, был символом веры.

Бутон, цветок и стручок представляли собой прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, лотос символизировал стабильность семьи. Хризантема была символом осени и счастливой старости. Часто встречались бабочки (счастье и радость) и птицы: феникс (символ императрицы, мира), павлин (достоинство, красота), утки мандаринка (лояльность, верность), журавль (долголетие), гусь (счастливая супружеская жизнь), фазан (воплощение императора и красоты). Из животных, дракон — воплощение императора, символ власти и божественного покровительства. Реже встречались бамбук, листва ивы и фрукты.

Андалусские мастерицы сменили экзотические мотивы на изображения местной флоры и религиозные мотивы.

Например, Пион в Китае был символом богатства и чести, а также — цветком императрицы. Пион, символично цветущий в начале лета, был эмблемой замужних женщин и их зрелости.

Этот цветок традиционно украшает шали и испанцами интерпретируется уже как роза. С одной стороны роза символизирует секрет, с другой стороны, в христианской символике роза указывает на Страсти Христовы.

Декоративные мотивы были многочисленны, но некоторые из них, например, летучая мышь и лягушка, в Китае символизировали удачу, но не пришлись европейцам по вкусу.

Рис. 4

Мексика

Так как первые упоминания о шалях появляются в XVII веке в литературе испанских путешественников-костумбристов, описывающих культуру и быт испанских колоний, можно сделать предположение, что прототипом мантона стало ребозо — национальная мексиканская одежда, которую женщины носили как головной убор, накидку, элемент костюма, слинг для переноски детей, сверток для переноски различных вещей на голове или на спине, как гамак, а также как одеяло или скатерть. Есть версия, что испанский мантон — это ребозо, достигшее в процессе своей эволюции (в том числе и под влиянием вышитых китайских изделий из шелка) своего нынешнего вида и размера.

  
Рис. 5, 6, 7

Некоторые орнаменты мексиканской традиционной вышивки напоминают ту, которой украшают мантоны.

Рис. 8

Исследователь Хоакин Васкес Парладе тоже придерживается мексиканской версии происхождения манильской шали. В качестве доказательства он приводит пример «чина поблана» (исп. «china poblana») — традиционное платье женщин в штате Пуэбла в Мексиканской республике, традиционно богато расшитое крупными яркими цветами в стиле, напоминавшем китайский.

Однако шаль из шелка в качестве элемента одежды в самой Мексике не прижилась, как и в Китае.

Рис. 9

Старая Испания

Таким образом, существуют разные мнения о том, какая культура повлияла на внешний вид испанской шали больше — китайская или мексиканская. Но очевидно, что разные элементы дополнили друг друга, и возник испанский предмет одежды, несмотря на историю своего происхождения.

Среди испанок мантон стал особенно популярным в XIX веке. Он появляется на картинах, иллюстрациях, в литературе.

Как у некоторых типов ребозо, (в отличие от китайских прототипов,) у испанской шали появилась бахрома или флеки (исп. «flecos»), которая сплетается в технике макраме.

Считается, что техника макраме происходит от традиций плетения рыбацких сетей.

Манильская шаль с бахромой, расшитая испанскими орнаментами, выглядела уже привычным нам образом и отправилась в свое последнее путешествие: из шкафов представительниц высшего класса в сундуки рабочих женщин.

Конечно, сначала в Испании такой роскошный и диковинный аксессуар могли себе позволить только состоятельные дамы. Однако желание одеваться красиво присуще каждой женщине независимо от сословия. Не исключением оказались и табачницы с Севильской фабрики. Ведь тюки с табаком, которые привозили из Америки в XIX веке, к великой радости работниц, были завернуты в шелк для защиты товара от сырости. Женщины не давали зря пропасть драгоценному материалу, вышивая на лоскутках ткани узоры. Получался небольшой платок, который очень кокетливо смотрелся на девичьих плечиках. И такой вариант платка тоже приглянулся местным модницам.

 
Рис. 10, 11

XX век

В 20-30-е годы XX века, в эру Арт-Деко2, Манильские шали с удовольствием носили европейские модницы — поклонницы этого стиля.

   
Рис. 12, 13, 14

Со временем шаль перестала быть составляющей повседневной одежды, но в дни праздников и ферий женщины с удовольствием носят ее и по сей день. Стоимость мантонов разная, от нескольких сот до нескольких тысяч евро. Безусловно, это предмет роскоши.


  
Рис. 15, 16, 17 

----------

1 В начале 1565 года испанцы, следовавшие из Юго-Восточной Азии, высадились на острове Себу, расположенном в центральной части Филиппинского архипелага, и вступили в контакт с его жителями. В отличие от Фернана Магеллана (его экспедиция в 1521 году первая из европейских достигла Филиппинских островов), который был убит туземцами, Лопесу де Легаспи удалось заключить с местным вождем дружественное соглашение. Это событие на Филиппинах считается точкой отсчета национальной истории. Начиная с 1565 и аж по 1815 годы галеоны курсировали через Тихий океан между Манилой (Филиппины) и Акапулько (Мексика) один-два раза в год и перевозили ценные восточные товары: пряности, фарфор, слоновую кость и изделия из неё, изделия из лакированной древесины и шёлковые ткани. Эти товары собирались с островов Пряностей, или Молуккских островов, где растет мускатный орех, и стран Юго-Восточной Азии. После прибытия в Новую Испанию, грузы из Филиппин перевозились по суше до побережья Мексиканского залива, откуда они доставлялись в Испанию. Этот торговый маршрут прекратил работу, когда Мексика получила независимость от Испании в 1821 году. Однако, даже после этого торговля между двумя территориями продолжалась. На картинке белыми стрелками отмечены маршруты испанских торговых судов в XVI веке во времена Великих географических открытий.

Стиль Арт-деко́ зародился в Европе в начале 20-х годов. Назвали этот стиль в честь Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), которая проходила в Париже в 1925 году. Город стремительно пытался доказать, что после первой мировой войны он остаётся столицей мировой моды. Помпезные украшения и обилие декоративных элементов в одежде помогали людям забыть о войне. Под влиянием кинематографа популярными стали контрасты черного и белого цветов. Но также в моду ворвались необычные для того времени цветовые оттенки: ярко-оранжевые, лимонно-желтые, сочно-голубые, насыщенно-зеленые.

Текст подготовлен Ольгой Акимченко
Список источников серии статей про мантон

Источники изображений:

Обложка https://tr.pinterest.com/pin/177118197821240981/

Рис. 1 https://historiadoreshistericos.wordpress.com/2010/08/25/pacifico-mar-del-sur-lago-espanol/
Рис. 2 http://fashion-always.livejournal.com/12821.html
Рис. 3 http://www.carmenmerino.net/portada/donde-vas-con-manton-de-manila/
Рис. 4 http://www.ilovegold.biz/2014/04/carrera-y-carrera.html
Рис. 5, 6 http://revistabicentenario.com.mx/index.php/archivos/category/articulos-gratis/page/4/
Рис. 7 http://sahallin.livejournal.com/61818.html
Рис. 8 http://jarochomx.tumblr.com/post/115649629520/mexican-women-from-oaxaca
Рис. 9 https://globalgraduates.com/articles/culture-shock-mexico
Рис 10 https://www.pinterest.com/pin/430938258065125778/
Рис 11 https://www.pinterest.com/pin/151222499964330305/
Рис 12 http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/page,3,12417-zhorzh-barbe-george-barbier-18821932-150-rabot.html
Рис 13 https://www.pinterest.com/pin/221661612883368425/
Рис 14 https://www.pinterest.com/pin/289497082271621053/
Рис 15 https://www.diariofemenino.com/fotos/moda/los-looks-de-las-famosas-en-la-feria-de-abril-marisa-jara/
Рис 16 https://www.pinterest.com/pin/350858627198442939/
Рис 17 http://forum.myjane.ru/viewtopic.php?t=16587&postdays=0&postorder=asc&start=225