Ронденья (Rondeña)

Вместо предисловия. Это ­­— перевод. Оригинальная статья на испанском, к сожалению, уже не доступна ;)

            
Некоторые авторы, опираясь на этимологию слова “Ронденья”, приписывают происхождение этого стиля песням охранных отрядов (rondar по-испански «патрулировать» прим. переводчика), однако, похоже, что ронденья обязана своим названием городу Ронде, пограничной местности между провинциями Кадис и Малага; как минимум, об этом говорит название «ронденья-малагенья». Ронденьи представляли собой один из видов популярных андалузских песен, прежде чем они оформились в узнаваемый стиль фламенко, и необходимо отметить, что в ХIX веке по всей территории Андалусии распространились различные варианты этого песенного жанра. Сегодня ронденья существует практически исключительно как гитарный стиль, но в прошлом ронденьей также называли один из музыкальных стилей фламенко, который сегодня мы знаем как тарантос. Также, с очень древних времен была традиция исполнять инструментальные композиции на гитаре в виде вариаций на заданные музыкальные темы. Одним из таких произведений, которе уже в ХХ веке стало классикой, является авторская ронденья гитариста Рамона Монтойи.

Тональность

            Гитарная интерпретация ронденьи, преимущественно как инструментального стиля, выделяет её из других стилей фламенко. Инструментальная ронденья, созданная Рамоном Монтойя, в отличие от предыдущих версий, играется на по-особому настроенной гитаре: шестая струна на Re, третья на Fa-диез. Такая настройка гитары позволяет аккомпанировать певцу в Re-мажоре, получая более широкое звучание гитары, напоминающее звучание лютни. Первым, кто играл такую ронденью считается Мигель Борруль-отец, хотя, утверждается, что свое нынешнее значение и популярность эта ронденья приобрела именно блягодаря исполнению Рамона Монтойи. Компонуя ронденью для гитары, гитарист имеет больше свободы в модальности, а не в тональности, которая всегда привязана к вокалу.

Компáс (ритмическая структура)

            Вокальная партия ронденьи может исполняться в компáс, хотя так бывает не всегда. Имеется в виду, что исполнение ронденьи может сопровождаться ритмом абандолао (счет на три четверти, акцентированная вторая доля — прим. переводчика) либо не иметь четкого ритмического сопровождения.

Слова песен

            Куплет ронденьи – это куплет фанданго, пятистишье: пять стихов по восемь слогов с двумя рифмами, включая асонантные и консонантные. (Виды рифм в испанском языке, основаные на совпадении согласных в конце рифмующихся слов — консонанты, либо гласных — асонанты — прим. переводчика)

Ключ (как опознать ронденью)

            Основные ключи по которым мы узнаем ронденю: в исполнении концертной гитары — это особенная настройка, о которой мы говорили выше, и которую легко опознать человеку, у которого есть слух; в ронденье «под вокал» — это аккомпанемент в стиле абандолао, и особенная мелодия — в частности, энтрада (музыкальное вступление) ронденьи-малагеньи, похоже на вступление стиля поло — что мы и услышим в следующем примере.

            (Тут и ниже: ссылки песен ведут на файлы с оригинальной странички на испанском, аналогичный материал подобран на ю-туб)

RONDEÑA MALAGUEÑA
Navegando me perdí 
Поет/ Cante: Jacinto Almadén 
Гитара/ Guitarra: Justo de Badajoz 
         
             Оригинальная ронденья-малагенья — существовавшая в древние времена — могла быть источником для развития стиля поло (стиль фламенко, прим. переводчика), посмотрите на схожесть их мелодий. Эти стили сливаются на территории Альмадена в середине XX века. Мелодия [поло] близко повторяет звучание песен древней ронденьи, которые мы относим к эпохе зарождения песен фламенко, времени формирования более примитивных стилей.

RONDEÑA
Yo vi un bicho correr
Rafael Romero 
Guitarra: Antonio Arenas 

            В конце 50 годов XX столетия Перико Эль Дэль Лунар (Perico el del Lunar) предложил альтернативную ронденью, посредством совместного творчества с различными певцами (пока не появился Рафаэль Ромеро, который стал его постоянным сценическим партнером). Тут, в аккомпанементе, Рафаэль, вопреки традиции, использовал фанданго дэ Уэльва вместо привычного абандолао, что, без сомнения, впоследствии повлияло на манеру аккомпанемента традиционному фанданго.

RONDEÑA - GUITARRA
Rondeña de Ramón Montoya
Paco de Lucía
(Ramón Montoya)