Севильянас (Sevillanas)

Компáс

Севильянас считаются на 6. Одна строчка в песне - 1 компáс - 6 долей (конечно же могут быть нюансы в пении, но музыка и ритм остается в компáсе). Начало компáса - на 1, окончание на 6, акценты же в музыке попадают на 2 и на 5.

Вступление

Вступление исполняется на гитаре или ударных инструментах - бубны, кахон и, как правило, начинается на ударную 5. Т.е. считаем: 5-6-1-2-3-4-5-6... Так продолжается несколько компáсов (например, 4) и окончание вступления обозначается рематированным компáсом, т.е. компáсом с оборванным счетом: ….-1-2-3-4-5. Во время вступления удобней всего похлопать пáльмасы тройными ударами 5-6-1---2-3-4--- и т.д. определяя для себя темп (скорость) ритма в этой конкретной севильянас.

Запев

Запев исполняется певцом, либо, в инструментальной севильянас, звучит соло на каком-нибудь музыкальном инструменте, на 2 компáса. Считаем 2-3-4-5-6-1---2-3-4-5-6. Поскольку ударной долей является 2, именно с двойки нам удобно считать. Первая доля, как правило, слышна очень плохо и ориентируясь на 1 очень легко сбиться со счета.

Во время запева готовимся к танцу: становимся лицом к партнеру, принимаем исходную позицию ног, красиво в такт музыке поднимаем ручки в 3-ю классическую позицию (обе руки вверх).

Куплет

Севильянас состоят из 4х куплетов, аналогичных по ритмической структуре, но с разным текстом, различающейся мелодикой и хореографией движений. Отсюда, собственно и название в множественном числе - Севильяна-с. Мы разберем структуру 1 куплета, остальные 3 будут считаться так же.

Каждый куплет состоит из 3х частей с различной хореографией; каждая часть исполняется на 6 компáсов. Каждая часть куплета начинается со “свободного” компáса, на котором певец молчит. Во время этого компáса танцор исполнят passo de sevillana - вступительную часть хореографии, одинаковую для всех частей всех куплетов. Обратите внимание, этот компáс часто исполняется с remate (обрыв ритма), но remate имеет значение в этом случае для гитариста и пальмерос (аккомпанемент хлопками). Танцор же, в этом случае заканчивает свою фигуру на 6, как бы не обращая внимание на обрыв ритма.

Далее певец поет куплеты, одна фраза, как правило укладывается в один компáс (6 тактов), во время которых танцор исполняет фигуры этой части севильянас. Так исполняется еще 4 компáса. Каждая часть севильянас для танцора заканчивается проходкой со сменой мест - pasada. Исполняется на 1 компас.

Итого: paso de sevillanas - 1 компaс, хореография конкретной части севильянас - 4 компáса, pasada - 1 компaс. Исключение составляет 3я часть каждого куплета севильянас. Она также исполняется на 6 компасов, но заканчивается не проходкой pasada, а поворотом вокруг себя с финальной позой. Этот последний компáс рематирован и обрывается на 5 для всех участников.

Чтобы проиллюстрировать изложенный материал, разберем тут 1й куплет севилянас из фильма “Sevillanas” Карлоса Сауры. В фильме севильянас идет под названием "Biblicas".

La vio el Rey David

Autor: Pierre-Henri Martung
Interprete: Hermanos Toronjo

Исполняется вступление.

Запев:

La vio Rey David, la vio Rey David, la vio Rey David,

Один компáс свободный, исполняется paso de sevillanas

Фигуры первой части первого куплета:

La vio Rey David
A Betsabé en el baño
La vio Rey David
A Betsabé en el baño
La vio Rey David
(исполняется pasada)

Один компáс свободный, исполняется paso de sevillanas

Фигуры второй части первого куплета:

La vio Rey David
No quedó tan prendado
Como yo de ti
No quedó tan prendado
Como yo de ti
(исполняется pasada)

Один компáс свободный, исполняется paso de sevillanas

Фигуры третьей части первого куплета:

Hubo misterio
En la carta de Urías
Hubo misterio
En la carta de Urías
Seguro y fiero
(исполняется поворот с финальной позой)

Тут можно посмотреть полный текст этой sevillanas.


Разбор ритмической структуры выполнен Кирой Захожей,
статья Александры Варавиной
© La Niña Flamenca 2012